Безопасность
на уроках физической культуры и соревнованиях
Организуя и проводя урок
физической культуры, особенно важно обеспечить его безопасность. Предупредить
травму, научить самоконтролю при выполнении физических упражнений невозможно
без знаний школьниками правил поведения на уроке и техники безопасности по
различным разделам учебной программы. Однако всё предусмотреть нельзя. Даже при
правильном планировании и знании таких правил травмы, к сожалению, случаются,
тем самым нарушая плавное течение учебно-воспитательного процесса
Причинами травматизма на уроке
физической культуры могут быть
1. Некачественная организация занятий. Это недостаточное количество
учебных площадей (спортивных залов, спортивных площадок, бассейнов), из-за чего
уроки физической культуры, чаще всего в младших классах, проходят в рекреации —
помещении, не оборудованном для данных занятий. Многие педагоги вынуждены
проводить урок при наличии двух классов в одном зале или, что еще хуже, со
старшим и младшим классами одновременно. Одной из косвенных причин травматизма
может быть неправильно составленное расписание учебных занятий по физической
культуре (доходит порой до казусов — три класса разновозрастных групп
оказываются в одном спортивном зале!). В результате — отсутствие полноценного
контроля за всеми учащимися из-за скученности. А ведь учителю надо вовремя
увидеть ошибку, определить самочувствие занимающегося и в случае его ухудшения
принять необходимые меры.
2. Некачественная материальная база: физический износ
оборудования, дефектные спортивный инвентарь и оборудование или наличие
спортивных снарядов, не прошедших испытание на прочность. Сюда же относится и
не соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям состояние спортивного
зала (ветхие полы, протечки, плохое освещение и др.) или спортивной площадки
(незакрепленные ворота, щиты, оградительные сетки).
3. Низкий уровень квалификации учителей физической культуры. С одной
стороны, это недостаточный опыт работы в школе, слабые знания педагогических основ
и методик физического воспитания; с другой — нежелание пополнять свои знания
изучением современных педагогических технологий, небрежное отношение к курсовой
подготовке и учебе в институте. К тому же в последнее время увеличилось число
учителей физической культуры без специального образования (например, уроки в
начальной школе зачастую проводят неспециалисты, хотя именно здесь
закладывается основополагающая ступень образования школьников).
4. Слабый медицинский контроль. Это нехватка медицинских
работников («приходящий» врач, отсутствие медицинской сестры, а значит, и
возможности своевременно оказать квалифицированную медицинскую помощь по факту
травмы и др.). В школах с большим запозданием происходит распределение учащихся
по группам здоровья, в результате чего учителю физической культуры приходится
начинать работу в I и XI классах с «котом в мешке» (уточняем — списки школьников по группам здоровья
должны быть составлены, самое позднее, в конце августа, до начала учебного
года).
Извлечения из Правил
по охране труда в общеобразовательной школе
«О безопасности
занятий по физической культуре и спорту»
- администрация
школы несет ответственность за подготовку мест занятий, за
соответствие санитарно-гигиенических условий Требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10
, за соответствие требованиям
строительных норм и правилам СанПиН, за требования к расписанию уроков и
соответствие количества мест площади спортивного зала, за качество
учебно-воспитательного процесса по физической культуре;
- медицинские
работники осуществляют санитарный надзор за условиями и
местами проведения учебно-воспитательного процесса по физической культуре;
составляют списки по группам здоровья (основная, подготовительная,
специальная), несут ответственность за проведение в установленном порядке
лечебно-профилактических мероприятий, за своевременное оказание первой помощи
при травме;
- учитель физической культуры несет
ответственность за охрану жизни и здоровья учащихся, за выполнение правил по
безопасности занятий, за использование качественного и надежного оборудования,
за санитарно-гигиенические условия мест проведения занятий и подсобных
помещений (СанПиН 2.4.2.2821-10 и инструкция по охране труда
ИОТ-018-023-98), за выполнение программы по физической культуре, за качество
учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию.
Рекомендации по
проведению уроков с акцентом на их безопасность
Профилактика
травматизма на уроках физической культуры является одной из важнейших задач. В
грамотном решении данной задачи скажется хорошая подготовка учителя к уроку,
которая невозможна без ее добротного обеспечения соответствующей документацией.
I. Учебная документация
учителя физической культуры
1.
Программа по физической культуре (адаптированная под условия школы и
материально-техническую базу, контингент учащихся).
2.
Образовательный стандарт общего образования по физической культуре (начальная
школа, основная школа, средняя (полная) школа).
3. Учебный
план, годовой план-график, тематическое планирование по четвертям,
планы-конспекты уроков.
4.
Требования к уроку. Анализ урока.
5. Учебные
нормативы, график и нормативы тестирования.
6.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу, а также
выпускников основной и средней (полной) школы.
7. Правила
по предупреждению травматизма на уроке физической культуры и при выполнении
домашних заданий.
8. Образцы
домашних заданий.
9.
Методическая литература, раздаточный, дидактический материал (наглядные
пособия, карточки).
10.
Протоколы контроля учебных нормативов, навыков и умений.
11.
Протоколы тестирования физической подготовленности.
12.
Информационно-наглядные стенды.
II. Документация по
охране труда и технике безопасности
1.
Должностная инструкция (на всех учителей, инструкторов, педагогов
дополнительного образования).
2.
Инструкция по технике безопасности о проведении занятий на спортивных
сооружениях (спортивный зал, спортивная площадка).
3.
Инструкция по технике безопасности о проведении спортивно-массовых мероприятий,
походов, дней здоровья.
4. Паспорт
на спортивный зал.
5. Паспорт
на спортивную площадку.
6.
Акт-разрешение на проведение занятий по физической культуре и спорту в
спортивном зале.
7. Акт
приемки спортивных сооружений на готовность к новому учебному году.
8. Журнал
регистрации результатов испытаний спортивного инвентаря и оборудования.
9. Журнал
инструктажа по технике безопасности для учащихся I-ХI классов.
10. Журнал
регистрации травм.
11.
Инструкции по технике безопасности и охране труда при проведении занятий по
разделам учебной программы:
- гимнастика — ИОТ-017,
- легкая атлетика —
ИОТ-018,
- лыжная подготовка —
ИОТ-019,
- плавание — ИОТ— 020,
- спортивные игры —
ИОТ— 021,
- соревнования —
ИОТ-022,
- в тренажерном зале — ИОТ-023,
- туристские походы — ИОТ-025.
12. Сертификат
качества на спортивный инвентарь и оборудование с указанием срока их годности.
13. Правила
оказания первой доврачебной помощи вместе с аптечкой.
14. Списки по
физкультурным группам и группам здоровья.
15. СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря
2010 г.