1892 год- по ходатайству перед отделом народного образования Владимирской губернии открыто училище при ст. Вязники.
1898 год-образование трехклассной школы, для детей железнодорожников.
1919 год- открыта начальная школа для детей рабочих фабрики.
Первые учителя школы:
Цветков Алексей-поп из Успенского собора.
Узембла- попечитель из Коврова.
Орлов Михаил Николаевич-учитель начальной школы.
Изволенский Павел Алексеевич.
Изволенская Мария Александровна.
Кускова Елена Дмитриевна.
Вознесенская Клавдия Николаевна.
Попова Екатерина Николаевна.
Рувимова Олимпиада Николаевна-заведующая начальной школы.
В день открытия, школа приняла 33 ученика:12 девочек и 21 мальчика.
С каждым годом количество учеников увеличивалось.
1920-21 уч. год-46 человек.
1921-1922 уч. год-50 человек.
1922-1923 уч. год-57 человек.
1923-1924 уч. год-62 человека.
1924-1925 уч. год-96 человек.
1925-1926 уч. год-104 человека.
1926-1927 уч. год-112 человек.
1927-1928 уч. год-121 человек.
В 1935 году школа размещалась в двух зданиях. Директором школы была Вилкова Зинаида Михайловна одна из старейших учителей школы.
В 1938 году школа стала семилетней, а в 1939 году была открыта новая двухэтажная школа.
В 1941 году здание фабричной школы было отдано под УЛО (учебно-летный отдел ДОСААФ). Здесь размещались кабинеты по обучению летчиков. Все учащиеся фабричной школы были переведены для занятий в железнодорожную школу, где они учились во вторую и третью смену.
После уроков ребята рыли щели ( в случае воздушного нападения можно было укрыться), сажали картофель , гречиху. В летний период классные руководители со старшими классами ходили на сельскохозяйственные работы в совхоз «Пролетарий» . Уходили к 7 часам утра и возвращались в 6 часов вечера с перерывом на обед. Работали в подсобном хозяйстве фабрики «Розы Люксембург» , за что были организованы в школе горячие завтраки. В воскресники учащиеся разгружали вагоны с дровами , пилили и заготовляли дрова для школы. Учащиеся готовили выступления и ходили с ними в госпиталь. Участвовали в сборе стеклянной посуды, которая была нужна для зажигательных смесей , применяемых на фронте. Ребята и учителя своими руками шили кисеты , платочки, воротнички, вязали варежки и носки . Собранные посылки отправлялись на фронт солдатам. Собирали средства на танковую колонну.
Когда бои шли за Смоленск, а Смоленск был сожжен и разрушен, наш район взял на воспитание 100 детей, подобранных на улице, лишенных родителей. Учителя встречали эшелон изможденных, голодных детей, переправляли их на подводах в школу, где мыли, переодевали и кормили. Многие из них так и остались жить в наших местах.
Школа в послевоенное время.
1-ого сентября 1946 года здание фабричной школы было возвращено. Ребята сами благоустраивали школу, переносили все оборудование и устраивали классы. Учащиеся расчищали пришкольную территорию, разбили цветник и посадили сад. В послевоенное время до 1958года школа была и детским домом. С этого времени на поселке работает две школы.
В последующие годы активно развивалась деятельность пионерской и комсомольской организаций. Пионеры оказывали помощь совхозу работая на его полях, а комсомольцы трудились в цехах фабрики им. «Розы Люксембург». О чем свидетельствуют выписки из приказов. «За добросовестное отношение к работе в совхозе «Пролетарий» объявить благодарность учителям и учащимся школы: Селиной З.Г. Колонцовой Н.В. Прохоренко Л.П. Щеркиной Тоне, Блаженновой Наташе и мн.др.»
Директор школы В.Г.Клинов.
В школе было около 200 пионеров. Дружина помогала семьям престарелых, ветеранам ВОВ, вела переписку с другими школами. Пионеры приветствовали районные слеты лучших людей, комсомольские и партийные конференции. Между школами регулярно проводились обмен опытом и «Вечера дружбы». На совместных заседаниях советов дружин принимались решения о проведении первомайских демонстраций, Дня победы, субботников, спортивных соревнований, смотров художественной самодеятельности, концертов для населения. 1965 год заложен фундамент новой школы. 1967 год открыто новое здание школы, где есть специализированные классы с лабораториями, мастерские, спортивный и актовый залы, оборудованный пищеблок.
МОУ "Нововязниковская СОШ" реорганизована путем слияния МОУ "Нововязниковская СОШ №1" и МОУ "Нововязниковская СОШ №2" в 2005 году. В 1892 году (согласно документам Госархива Владимирской области) при станции Вязники Московско-Нижегородской железной дороги было открыто училище, в котором было всего 3 класса, а в них обучались дети железнодорожников, рабочих фабрики и крестьян. Это было начало того долгого и славного пути, по которому пошла школа, связав свою работу по воспитанию и обучению нововязниковцев с жизнью поселка и всей страны. Хранятся в школьном архиве пожелтевшие снимки, фотографии, воспоминания учителей и учеников самых разных лет. Меняются здания школы, меняются ученики, учителя, меняется лицо школы. Первые учителя Нововязниковской школы Елена Дмитриевна Кускова, Клавдия Николаевна Вознесенская, Екатерина Николаевна Потапова, Павел Алексеевич и Мария Александровна Извольские. До Октябрьской революции они работали в начальной школе. А 1 октября 1925 года школа приобретает статус семилетней школы – ФЗС. Растет население поселка, растет и численность детей в школе. Около 200 учащихся насчитывается в ней. В том же году принимается решение о строительстве новой школы для детей железнодорожников. В связи с требованиями времени ФЗС (фабрично-заводская семилетка) готовила кадры для фабрики им.Розы Люксембург, а железнодорожная школа – специалистов для работы на стальных магистралях страны. В 1940 году – железнодорожная школа сделала свой первый выпуск 10 класса. Выпускников было 22 человека. В суровые военные годы здание Нововязниковской школы (двухэтажное) было отдано под учебно-летний отдел ДОСААФ, и в ней разместились учебные кабинеты. Здесь обучались, совершенствовались в мастерстве будущие защитники Москвы, Ленинграда, участники боев под Сталинградом, Курском и Орлом. А ребятишки продолжали учиться в железнодорожной школе в 3 смены. Уходили на фронт учителя, но школа продолжала работать. Учителя и ученики, как могли, помогали на полях совхоза «Пролетарий», в цехах фабрики им Розы Люксембург, собирали металлолом, средства на танковую колонну, на строительство самолетов, шили кисеты, варежки, посылали посылки на фронт. После войны возвратились в школу В.Г.Клинов, который вновь стал директором школы, пришли работать бывшие фронтовики: Т.К.Батракова, П.И,Жадов, Ф.Т.Вдовин. 1954 году семилетка была реорганизована в среднюю школу. Проходили годы, менялся педколлектив. Проходили внутренние изменения в школе. В марте 1967 года был заложен фундамент новой школы, а в 1969 году новое здание Нововязниковской школы, где были большие светлые классы, кабинет физики, химии биологии, другие кабинеты, а также радиоузел, спортивный и актовый залы, столовая и большая библиотека , приняло своих первых учеников. Увеличилось и количество учащихся. На улицах поселка, около школы и детского сада «Теремок» было высажено свыше тысячи деревьев и кустарников, для охраны которых был создан штаб «Друзья природы». Пионерские отряды собирали, перевыполняя задание, металлолом и макулатуру. А летом ребята собирали лекарственные травы, создавали гербарии растений нашего края, выращивали урожай овощей и фруктов на пришкольном участке. Крепнут и развиваются связи школьников с предприятиями и общественными организациями поселка. С концертами выходят ученики в клуб фабрики имени Розы Люксембург; выступают перед рабочими во время обеденного перерыва. Продолжается сотрудничество с ДОСААФ, ребята собирают информацию к 50-летию советской авиации. Интересной, творческой, увлекательной была работа школы в этот период. Поэтому особенно хочется отметить директоров школ, учителей, чьим трудом создавалось поколение 70-80 годов: это Лев Иванович Аносов, Людмила Михайловна Сычева, Борис Николаевич Смирнов, Раиса Алексеевна Котлова, Лора Васильевна Гуляева, Зинаида Владимировна Горелова, Инесса Ивановна Софронова, Любовь Николаевна Сидорова. В 2001-2002 учебном году школа вступила в федеральный эксперимент и с год являлась экспериментальной площадкой по совершенствованию структуры и содержания общего образования в школе 1 и 3 ступеней. При реорганизации путем слияния двух школ в 2005 году начала свою деятельность Нововязниковская средняя общеобразовательная школа. В 2007 году разработана и начала претворяться в жизнь новая концепция воспитательной системы школы, создана программа ее развития. Основой воспитания и развития личности школьника является творчество и сотрудничество. Главная идея, положенная в основу концепции – формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности. Школа тесно сотрудничает с образовательными учреждениями и предприятиями района. Наш коллектив работает над реализацией социального проекта «Все начинается со школьного двора», созданного в рамках акции «Я – гражданин России». В основе воспитательной системы нашей школы – гуманное отношение, совместная деятельность взрослых и детей, сохранение и формирование традиций как основного фактора воспитания. За последние годы в школе сложился творческий, знающий свое дело, любящий детей учительский коллектив. В 2006-2007 учебном году наша школа представляла свою воспитательную систему на IV региональном конкурсе, где стала лауреатом и заняла четвертое место в номинации «Сельская школа». На районном уровне школа стала победителем районного конкурса воспитательных систем образовательных учреждений. Учащиеся школы принимают участие почти во всех мероприятиях города и района, часто завоевывая призовые места и являясь лауреатами того или иного конкурса: это 1-2 места по футболу, волейболу, баскетболу, 2 место в соревнованиях по спортивно-спасательному спорту среди учащихся школ Вязниковского района; 1, 2, 3 места на районном уровне в международной математической игре «Кенгуру» среди учащихся начальных классов, 2 место в районной олимпиаде по краеведению, 1-2 места в конкурсе чтецов в номинации «Стихи вязниковских поэтов», 3 место в районном конкурсе детского творчества «Человек и природа». А школьный лагерь «Самоцветье» признан победителем районного смотра-конкурса летних оздоровительных лагерей. Школа живет, развивается, основывает новые педагогические технологии в рамках Программы модернизации народного образования. Работают профильные классы. Совместно с ЦДОД г. Вязники выпускники нашей школы получают профессиональное образование и квалификацию водитель категории «А», оператор ЭВМ, портной. Наша школа - школа социальной направленности. Каждый, кто поступает к нам, получает поддержку и внимание. Единый дух взаимопонимания присутствует в школе, а детско-юношеское объединение «Солнечный круг» занимается общественно-полезной деятельностью под девизом: «Дари тепло, добро и свет» и лучше цели в жизни нет.
Словно весной ручейки, Со всех сторон ученики Спешат в свой дом – родную школу, Беспечности и лени вопреки. Здесь встретит их учитель-друг, Он разомкнуть поможет круг Вопросов с массой неизвестных, А также – провести досуг. Он превращает в светлый храм Обычный класс и учит там Стать человеком настоящим И преданным своим мечтам. Хранят традиции ученики И благодарные выпускники Для школы Нововязниковской Шлют телеграммы, письма и звонки. Т. ФРИЛИНГ, преподаватель физики, выпускница школы. |